2008 год. Беларусь, ЕС, США, Россия. Резульаты продаж новых автомобилей.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА)
На минувшей неделе Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) обнародовала данные за 2008 год и поделилась своими планами на год текущий. По оценкам БАА, емкость рынка новых импортных автомобилей в Беларуси составила 25 296 автомобилей (легковых автомобилей - 22 018). В процентном выражении совокупный рынок легковых и коммерческих автомобилей вырос на 43,3%. Тем не менее 2008 год продемонстрировал замедление темпов роста рынка в сравнении с 2007, когда продажи новых иномарок увеличились на 76,5%.
 
Одним из основных факторов, оказавших наибольшее влияние на развитие рынка, являлось упрощение кредитных схем и выгодные процентные ставки по кредитам - в пределах 10-12%. Размеры процентной ставки стали возможны вследствие стабильности экономики и курсов доллара и евро к белорусскому рублю. К факторам, способствующим росту авторынка эксперты БАА относят рост благосостояние населения и удорожание автомобилей на вторичном рынке, которое произошло в середине 2008 года.
 
Если рассматривать общий рынок иностранных автомобилей, то наиболее преуспел на рынке Volkswagen, который увеличил свою долю до 25%.
 
фото
 
Европа и США
 
Впрочем, белорусский автомобильный рынок никогда не значился в числе передовых на континенте. В этой связи любопытно взглянуть на ситуацию не локально, а глобально. Это поможет оценить на каком свете находится Беларусь и чего ожидать от мирового автомпрома в будущем.
 
А новости, надо признаться, приходят неутешительные. По итогам 2008 года на самом крупном мировом рынке — в США реализация легковых автомобилей упала на 18% (с 16 до 13,2 млн единиц). При этом ниже рынка оказались продажи крупнейших американских автопроизводителей: General Motors закончила год со снижением в 22%, продажи Ford и Chrysler упали соответственно на 20 и 30%.
 
В Западной Европе спад продаж в целом был менее драматичным, однако все равно ощутимым: суммарный объем реализации новых автомобилей в 17 странах Евросоюза сократился на 8,4% (до 13,56 млн штук). При этом в отдельных государствах снижение продаж было очень резким: так, в Исландии рынок упал чуть не наполовину (на 43%), а в Испании — почти на треть (на 28,1%). Другие особенно сильно пострадавшие европейские страны — Ирландия (-18,6%), Швеция (-17,3%), Норвегия (-14,4%) и Италия (-13,5%). Вместе с тем в пяти государствах ЕС был отмечен незначительный, но все же рост: в Финляндии (+11%), Чехии (+8,4%), Португалии (+5,7%), Бельгии (+2,1%) и Швейцарии (+1%). Ну а лидером по объемам продаж на европейском континенте остается авторынок Германии, который по итогам года упал всего на 1,8% (до 3,09 млн новых легковых автомобилей).
 
Что касается крупнейших европейских производителей, то их продажи в Старом Свете также снизились. Продажи Volkswagen Group в Европе упали на 4,2%, Renault — на 5,9%, Fiat — на 6,2%, BMW — на 3,7%, Daimler — на 6,2%, а самое большое снижение — на 9,1% — испытала группа PSA (Peugeot, Citroen).
 
Компания
Объем продаж в январе 2009 года (тыс. автомобилей)
Падение объема продаж относительно января 2008 года (%)
Volkswagen (Audi, Volkswagen, Seat, Skoda)
199,279
-20,1%
PSA (Peugeot Citroen)
128,272
-24,8%
Ford (Ford, Volvo, Land Rover, Jaguar)
102,925
-21,8%
GM (Opel, Chevrolet, Vauxhall, Saab, Cadillac)
80,445
-35,4%
Renault (Renault, Dacia)
72,38
-33,9%
Fiat (Fiat, Alfa-Romeo, Lancia)
83,245
-26%
BMW (BMW, Mini)
44,65
-32,4%
Daimler (Mercedes-Benz, Smart)
48,218
-30,5%
Toyota Group (Toyota, Lexus)
51,193
-31,5%
Nissan
25,359
-25,5%
Hyundai
19,9
-16,3%
Suzuki
16,765
-28,5%
Mazda
18,188
-16,7%
Honda
18,836
-27%
KIA
15,808
-35,8%
Mitsubishi
6,776
-41,8%
Chrysler
4,161
-53,2%
Jaguar
1,988
+19,4%
Land Rover
3,321
-62,2%

Но то ли еще будет. Продажи новых автомобилей в Европе за январь-2009 упали на 27% до самого низкого уровня за последние 20 лет (около 1 млн машин). По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ЕАА), сильнее всего кризис сказался на рынке Восточной Европы. Продажи в них снизились в январе на 34%. Лидером же по падению автопродаж в Европе стала Латвия. По итогам января рынок этой страны сократился более чем в четыре раза. Всего за первый месяц года латвийским автотрейдерам удалось продать 494 автомобиля, в то время как прошлогодний январский показатель был на уровне 2,2 тысячи авто. Украина в январе потеряла почти 60%.

Авторынок Западной Европы упал менее значительно (на 26,5%), однако, как отметили в ЕАА, все ключевые западноевропейские рынки показали двузначное падение. В Германии в январе продажи новых автомобилей сократились на 14%, в Великобритании - на 31%, в Италии - на 32%, в Испании - на 41%. Исключение составила лишь Франция (7,9%).
 
Несмотря на быстрые темпы падения, европейский авторынок не самый проблемный в мире. В США продажи автомобилей в январе упали на 40% — до 9,57 млн машин. Это минимальный уровень за последние 27 лет. GM объявила о падении продаж на 49% (худшие январские показатели с 1963 года), Chrysler — на 55%, Ford — на 40%. По результатам за месяц США впервые уступили Китаю первое место по продажам автомобилей в мире.
 

Россия


На соседнем и важном для Беларуси российском рынке в январе продажи снизились на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако, согласно данным агентства "Автостат", объем рынка новых автомобилей в России по итогам 2008 года вырос на 17% и достиг отметки в 2,8 млн единиц. Подавляющее большинство реализованных автомобилей пришлось на продукцию иностранных брендов: ее доля рынка в прошлом году увеличилась до 74,8%, а продажи превысили отметку в 2 млн. 114 тысяч штук. Результат российских брендов значительно скромнее: суммарно было продано немногим более 692 тысяч автомобилей, подавляющее большинство из которых пришлось на марку Lada (640 тыс. штук).
 
фото
 
Лидером по числу проданных в прошлом году автомобилей среди иномарок стал Chevrolet - популярные и относительно доступные модели, производство которых организовано в том числе и на территории РФ, позволили дилерам реализовать свыше 235 тысяч автомобилей. Значительно скромнее результат Hyundai и Toyota: 192,7 и 190 тысяч машин соответственно. Среди наиболее динамично росших в течение года марок стоит отметить Honda - прошлый год она закончила на 10 месте, увеличив объем продаж относительно предыдущего года почти в 2,5 раза (до 89152 единиц).
 
Активный рост российского автомобильного рынка в течение первых нескольких месяцев прошлого года принес зарубежным компаниям беспрецедентные ранее для данного сектора прибыли. Так, только выручка наиболее успешной в этом плане Toyota, реализовавшей через сеть официальных дилеров в России за 12 месяцев порядка 190 тысяч новых автомобилей, оценивается специалистами аналитического агентства "Автостат" в 6,8 миллиардов долларов. Такой показатель позволил японской марке, несмотря на сложный последний квартал, опередить давнего лидера российского рынка - марку Lada. Тольяттинский бренд закончил прошлый год со значительно более высоким результатом в количественном выражении (640 тысяч авто) и с относительно скромным - в денежном (6,2 миллиарда долларов). Замыкает тройку лидеров Nissan - с результатом в 4,044 млрд. долларов японской марке удалось опередить и более популярные Hyundai (3781 млн. USD), Ford (3779 млн. USD), и лидера рынка иномарок - Chevrolet (3860 млн. USD).
 
Cуммарная выручка от продажи новых легковых автомобилей на российском рынке по итогам 2008 года составила $62 87 млрд, что на 33% больше, чем в 2007 году ($47 34 млрд). При этом средняя стоимость одного автомобиля увеличилась с $19 497 до $22 791. На текущий год прогнозируестся как снижение средней цены, так и выручки (выраженной в валюте) от продажи автомобилей практически по всем брендам.
 
фото
 
Согласно прогнозу агентства "Автостат", при оптимистичном варианте развития событий количество реализуемых в год новых автомобилей может сократиться до 2,1 млн. единиц, при пессимистичном - до 1,6 млн. При любом из этих вариантов ожидается довольно значительное снижение средней цены одного автомобиля с параллельным наращиванием доли рынка российскими брендами. Однако уже в среднесрочной перспективе специалисты ожидают изменения ситуации к лучшему - после прохождения так называемого "дна" российский рынок легковых автомобилей возобновит свой рост. При этом, скорее всего, динамика уже не будет столь впечатляющей, как прежде - даже при наиболее благоприятном варианте развития ситуации специалисты компании ожидают выхода темпов реализации на докризисные уровни не раньше 2012 года.
 
Впрочем, пора вернуться к "нашим баранам". По прогнозам экспертов Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), продажа новых автомобилей в Беларуси в 2009 году сократится на 25-30%. В январе текущего года падение спроса на новые автомобили составило 25%. "Вместе с тем мы обеспокоены тем, что отрицательный торговый баланс страны ведет к рискам в области валютного регулирования, - сказал глава БАА Сергей Михневич. - Любые препоны на пути импорта будут приводить к росту цены импортного товара. Поэтому мы опасаемся введения таможенных пошлин, слухи о которых снова появились в информационном пространстве".
 
18.02.2009 г.
 
news.tut.by